Республика Татарстан (с 1990)
Флаг Республики Татарстан
Герб Республики Татарстан
Начиня с 1990 года, в Республике Татарстан были приняты противоречащие Конституции Российской Федерации отдельные законодательные нормы, провозглашающие республику суверенным государством.
30 августа 1990 была принята Декларация о суверенитете Татарстана, согласно которой он не является субъектом ни Советского Союза (СССР), ни Российской Федерации (РСФСР) и как субъект международного права заключает договоры и союзы с Россией и другими государствами.
20 августа 1991 Татарстан готовился к подписанию Договора о создании нового союза — Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации, однако в результате попытки государственного переворота (ГКЧП, 19 августа 1991), образование ССГ было сорвано.
18 октября 1991 было принято Постановление Верховного Совета об акте о государственной независимости Татарстана.
Осенью 1991, при подготовке к подписанию 9 декабря 1991 Договора о создании ССГ как конфедеративного союза, Татарстан вновь объявил о желании самостоятельного вступления в ССГ.
26 декабря 1991, в связи с беловежскими соглашениями о невозможности учреждения ССГ и образованием СНГ, была принята Декларация о вхождении Татарстана в СНГ на правах учредителя.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 13 марта 1992 года № 3-П признаны неконституционными ряд положений Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, ограничивающие действие законов Российской Федерации на территории Республики Татарстан, а также постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» в части формулировки вопроса, предусматривающей, что Республика Татарстан является субъектом международного права и строит свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров.
Несмотря на это, 21 марта 1992 в Татарстане состоялся референдум, на котором почти две трети участвовавших в голосовании высказались за статус суверенного государства, субъекта международного права.
31 марта 1992 Татарстан не подписал Федеративный договор.
22 мая 1992 было принято Постановление Верховного Совета о статусе Татарстана как суверенного государства.
6 ноября 1992 была принята Конституция Татарстана как суверенного демократического государства.
C 15 февраля 1994 с заключением Договора о взаимном делегировании полномочий с Российской Федерацией Татарстан стал объединённым с Россией ассоциированным государством с конфедеративным статусом.
После образования 2 апреля 1997 Союза России и Белоруссии Татарстан объявил о желании самостоятельного вступления в него как будущую «мягкую» федерацию по типу СССР.
С 2000, согласно внесённым в Конституцию республики изменениям, Татарстан стал «равноправным субъектом Российской Федерации», имеющим в рамках федерации собственные суверенные полномочия по т. н. разделяемому суверенитету (вне полномочий и предметов ведения центра и совместных).
19 апреля 2002 года Госсовет Татарстана принял новую редакцию Конституции республики, приведенную в соответствие с Конституцией РФ.
В 2003 году были приняты поправки в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», которые давали два года на обновление ранее заключенных договоров. Они должны были утверждаться федеральными законами.
В октябре 2005 года новый договор о разграничении полномочий между Татарстаном и федеральным центром был одобрен Госсоветом Татарстана. Прежних финансовых преференций для региона (в том числе сниженного процента налоговых отчислений в центр) в нём нет. В документе определены два государственных языка — русский и татарский, а также необходимость знания высшим должностным лицом республики обоих этих языков. Проект договора был одобрен президентом В. В. Путиным, но не был утвержден федеральным законом.
[править]
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (Москва, 26 июня 2007 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если указанным федеральным законом не установлено иное
Настоящий Договор утвержден Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Татарстан,
действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан;
учитывая опыт применения Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г., заключенного на основе референдума Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 г., и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан;
исходя из исторических, культурных, экономических, экологических и иных особенностей Республики Татарстан,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан осуществляется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и настоящим Договором.
Статья 2
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан Республика Татарстан (государство) — субъект Российской Федерации — обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Учитывая, что использование и охрана земли, недр, водных, лесных и других природных ресурсов на территории Республики Татарстан составляют основу жизни и деятельности ее многонационального народа, Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Республики Татарстан заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими (в результате длительного использования нефтяных месторождений с учетом горно-геологических условий добычи углеводородов), культурными и иными особенностями Республики Татарстан. Правительство Российской Федерации и Государственный Совет Республики Татарстан по затронутым в данном пункте проблемам вносят соответствующие законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Республика Татарстан в пределах своих полномочий осуществляет международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, участвует в деятельности специально созданных для этих целей органов международных организаций, а также заключает соглашения об осуществлении международных, внешнеэкономических связей и осуществляет такие связи с органами государственной власти иностранных государств по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Республика Татарстан по согласованию с Правительством Российской Федерации оказывает государственную поддержку и содействие соотечественникам в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка.
5. Государственными языками в Республике Татарстан являются русский и татарский языки, статус и порядок использования которых определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральным законом и законом Республики Татарстан.
Для кандидатур на замещение должности высшего должностного лица Республики Татарстан, вносимых в порядке, предусмотренном федеральным законом, устанавливается дополнительное требование, предусматривающее владение государственными языками Республики Татарстан. Владение государственными языками Республики Татарстан устанавливается в заявительном порядке.
Статья 3
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Татарстан, имеют право получать основной документ, удостоверяющий личность (общегражданский паспорт гражданина Российской Федерации), с вкладышем на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан.
Статья 4
Органы государственной власти Республики Татарстан имеют соответствующее представительство при Президенте Российской Федерации в г. Москве.
Статья 5
1. Срок действия настоящего Договора — 10 лет со дня вступления его в силу.
2. Порядок продления действия настоящего Договора, а также порядок и основания досрочного прекращения его действия (расторжения) определяются федеральным законом.
Статья 6
Совершено в г. Москве «26» июня 2007 года в двух экземплярах, каждый на русском и татарском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Президент Российской Федерации В. Путин
Президент Республики Татарстан М. Шаймиев